ТЕКСТ: Андрей Залатарь В августе прошлого года мы с моим партнером по бизнесу решили осваивать нелегкую, но интересную стезю iOS разработчиков.
Практический опыт, полученный на основе работы над нашим первым приложением я постарался выразить в нескольких простых советах, которые, возможно, пригодятся начинающим разработчикам.
Так получилось, что основой для первого приложения стал фотоальбом «Наследие Беларуси» бестселлер последних 9 лет в Беларуси. Сразу скажу, что я прекрасно понимал, что коммерческой перспективы у проекта нет, но желание сделать что-то, что сможет достойно представить Беларусь в мире преобладало над желанием заработать легких денег.
Самая главная ошибка, которую мы сделали на этапе проектирования – недостаточно изучили рынок на предмет наличия уже готовых решений поставленной задачи. Только через два месяца после начала работ я прочел о том, что у Adobe есть готовое решение для издания, в первую очередь, журналов для iOS в рамках Digital Publishing Suite. К тому времени мы уже написали «с нуля» почти весь движок, который внешне оказался очень похож на решение от Adobe. То есть, фактически, изобрели велосипед. В дальнейшем, решая различные технические проблемы, например, с утечками памяти, мы не раз вспоминали этот наш выбор.
Совет №1: Прежде чем начинать разработку чего-либо – внимательно погуглите! Вполне вероятно, что где-то рядом уже есть готовое решение.
Более того, есть биржи готовых решений и кода для самых разных задач, от части меню, до полноценного приложения, например, Chupa Mobile.
Вторая наша ошибка может показаться не такой принципиальной, но нам она кажется довольно важной. Выбирая название для приложения мы хотели найти вариант достаточно короткий, но в то же время в полной мере отражающий суть приложения. В итоге остановились на названии, BelarusLand, созвучном с DisneyLand. Нам показалось, что оно будет создавать ассоциацию с чем-то интересным, таинственным, увлекательным. Однако, при случае, на встрече издателей в Стокгольме я рассказал о нашем проекте бывшему послу Швеции в Беларуси, который, будучи фактически носителем английского языка, был очень удивлен непонятным, с его точки зрения, выбором. «Так не говорят», -буквально заметил он.
Совет №2. Очень тщательно выбирайте английское название проекта и тестируйте его на реальных носителях языка. Просто перевода не достаточно.
Найти авторов оригинальной книги удалось довольно быстро при помощи Facebook и довольно быстро удалось заключить лицензионное соглашение. Казалось бы, дальше все должно было быть проще простого – но на самом деле пришлось решать ряд конкретных проблем:
- Структура оригинальной книги оказалась довольно хаотичной, фотографии и сопроводительные тексты не имели единого стандарта. Пришлось менять структуру повествования, выделять новые ключевые объекты для описания;
- С выхода в свет первого издания прошло больше 9 лет, многие объекты реставрировались, нужно было проверить все материалы и дополнить актуальным фотоматериалом.
- Так как приложение должно было хорошо выглядеть и на Retina и на обычных экранах, пришлось повозиться с оптимизацией изображений.
Основной технической проблемой стала утечка памяти при работе с большими изображениями. Первые тесты на iPad Retina были провальными: «тормоза» были ужасные, некоторые места загружались почти секунду. Для нас это было абсолютно неприемлемо.
Сначала мы начали запускать загрузку и выгрузку информации в фоновом потоке. Визуально тормоза пропали, но приложение начало часто вылетать. Количество Memoryleaks исчислялось сотнями, количество утекшей памяти – мегабайтами.
Умные люди позже подсказали, что…
Совет 3… Никогда и ни за что нельзя работать с UI не из главного потока приложения.
Сейчас процесс работы c изображениями происходит так: в памяти хранятся 3 места – текущее и по одному слева и справа от него. В каждом месте хранится 5 страниц – текущая и по две сверху и снизу от нее. Вся информация, за исключением фотографий, создается во время перехода между страницами, а фотографии ставятся в очередь на загрузку. Загружаются они в фоновом потоке, но показываются они уже как надо – в основном.
В процессе работы над приложением у нас появлялись все новые и новые идеи по его улучшению. Мы даже выпустили специальную версию панорам для Android, которая заняла второе место на конкурсе местного мобильного оператора в прошлом году.
Кроме того, фотографии дополнились девятью авторскими видеороликами, а для музыкально оформления были использованы, кроме классических произведений, были подарены мелодии известных фолк-групп «Палац» и «Testamentum Terrae».
Совет №4. Не стесняйтесь искать партнеров и обращаться за помощью – вокруг очень много талантливых людей, которые могут помочь вашему проекту.
Но никогда не забывайте:
Совет №5. Всегда нужно вовремя остановиться и сделать релиз. Улучшениями можно заниматься бесконечно.
ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ
Приложение распространяется бесплатно. Сами пользователи, при желании, могут сделать пожертвование.
Вот график поступлений:
Самым удивительным для нас было, что первое «большое» пожертвование в 4,99$ сделал пользователь из Беларуси, хотя мы думали, что у нас вообще никто ни за что не платит в App Store.
Совет №6. Не пытайтесь предугадать поведение своих пользователей. Экспериментируйте!
ПРОДВИЖЕНИЕ
Что касается продвижения – мы использовали два основных канала: традиционный PR и Facebook Mobile App Install Ads в качестве эксперимента. Многие локальные СМИ, кроме государственных, откликнулись и опубликовали заметки или интервью с разработчиками в первые дни. Российские коллеги из тематических проектов предложили только платные публикации.
Следующий урок преподнес Артур Малосиев из iPhones.ru. Еще в прошлом году, я предварительно пообщался с ним по электронной почте и получили предварительное согласие на публикацию Dev Story, но имел неосторожность отправить ее на согласование в виде 20-мегабайтного doc-овского аттача к письму.
Совет №7. Никогда не присылайте в редакции писем со вложенными документами, требующими сторонних программ для просмотра.
Пожалуй, с учетом особой важности для продвижения публикаций в профильных СМИ, этот совет является очень полезным и важным. Шлите письма в редакции только так: отдельно текст + отдельно картинки. Во-первых, получатель может быть в роуминге и письмо встанет в копеечку; во-вторых, вытаскивать для публикации графику из doc-файла силами одного лишь планшета кажется нереальным.
Что касается рекламы в facebook — при автоматическом формировании ставок нам удалось получить CTR в 2.581% и стоимость перехода в 0,18$. На установки это повлияло мало.
Довольно большие надежды я возлагал на habr-эффект, после публикации на одноименном ресурсе статьи. Но, хотя ее посмотрели и положительно оценили больше 10 000 читателей – на скачивания это почти не повлияло.
Таким образом, возвращаясь к заголовку статьи – продать Родину у нас, конечно, не получилось, но, надеемся, что рассказать немного о ней и показать ее интересные места мы все же смогли.
Главное, что мы добились, это что любой наш соотечественник, набрав в поиске App Store «belarus» сможет скачать приложение, с помощью которого наглядно ответит – «Откуда ты?» и продемонстрирует ее богатое историческое наследие.
Welcome to Belarus!
iPad: Freemium [Скачать из App Store]
Сайт приложения: www.belarusland.info
Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Источник: